Болезни связанные с гигиеной


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №17

Реферат по биологии на тему: Гигиена человека

Роль гигиены в современном обществе

Одним из важнейших отличий человечества от животных является то, что он не только адаптируется к самым разнообразным условиям среды, но и приспосабливает ее к себе, активно ее преобразуя. При этом человеку необходимо знать, что в окружающей среде, будь то естественная, неизменная, или преобразованная им среда, полезно для организма, а что вредно, какие изменения среды благоприятны для здоровья и поддержания высокой работоспособности, а какие нет. Изучением всех этих вопросов занимается наука, получившая название гигиены (от греч. гигиенос- здоровый).

Внешняя среда представляет собой комплекс разнообразных факторов, которые по своей природе разделяют на 3 группы: физические, химические и биологические. К физическим факторам среды относят температуру, влажность и движение воздуха; атмосферное давление и атмосферное электричество; солнечное излучение и др. К химическим факторам относят различные вещества, являющиеся основой окружающей среды (в составе воздуха, воды, почвы) или их примеси ( например, в разных местностях в воде и в воздухе могут содержаться различные химические соединения). К биологическим факторам относят в первую очередь патогенные микробы, вирусы, грибки.

По характеру воздействия на организм человека факторы среды также можно разделить на 3 группы. Первая группа, безусловно, вредные или даже губительные для здоровья факторы. К ним относят, например, возбудителей различных заболеваний, ядовитые вещества, пыль, содержащуюся во вдыхаемом воздухе. Вторая группа, безусловно, полезные факторы. Пример их- чистый воздух, богатый кислородом. Третья группа- факторы, которые могут быть и полезными и вредными, в зависимости от того, как человек их использует. Например, солнечные лучи для нормального развития и жизнедеятельности организма, но при неумеренном загорании они приносят вред здоровью.

Задачи гигиены - создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета, физических и духовных сил человека, для высокопроизводительного труда. Для этого необходимо, что бы неблагоприятные факторы среды своевременно устранялись или же их действие максимально ослаблялось, а полезные использовались с наибольшей полнотой и эффективностью.

Гигиена сравнительно молодая наука, хотя ее истоки уходят в глубокую древность. Согласно историческим документам, уже у древних народов Индии, Китая, Египта существовали простейшие правила выбора источников водоснабжения, питания, ухода за телом, предупреждения инфекционных заболеваний и т.д.

Возникновение и развитие гигиены диктовалось потребностями общества, явилось результатом гуманного отношения ученых к здоровью и благополучию людей. История средних веков оказалась историей огромных эпидемий страшных болезней: чума, черная оспа, сифилис и др., приведших к гибели многие миллионы людей, к вымирания населения целых областей. Как же боролись с этими болезнями? Врачи тщетно искали жизненный эликсир как универсальное средство от всех болезней, а простым людям оставалось только надеяться на Бога. И все это происходило на фоне отсутствия даже следов санитарной культуры и каких-либо санитарно-технических сооружений. Достаточно сказать, что в средневековых городах нечистоты выливались прямо на улицу, водоснабжения и канализации не было.

Сначала гигиена бала наблюдательной и описательной наукой. Затем в ней стали применяться методы математической статистики. И наконец, она превратилась в экспериментальную науку. Этому способствовало использование гигиеной методов других наук, в первую очередь физики, химии, микробиологии, эпидемиологии, токсикологии, радиологии. Со временем гигиена стала способной не только научно оценивать те или иные условия жизни, действие на организм человека тех или иных факторов, но и вырабатывать и проверять на практике различные рекомендации по совершенствованию условий труда и быта, охране и укреплению здоровья людей.

Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. В настоящее время в стране существует целая система гигиенических учреждений разного типа: научно-исследовательские институты, санитарно-гигиенические лаборатории, санитарно-эпидемиологические станции.

Санитарное законодательство предусматривает проведение различных мероприятий с учетом санитарных норм и правил, требований государственных стандартов (ГОСТ), строительных норм и правил и т.д. Целью санитарного надзора является предупреждение нарушений требований гигиены при проектировании и строительстве новых городов, промышленных и жилых зданий, контроль за разработкой новых пищевых продуктов, материалов и т.д. Гигиена превратилась в развитую науку, состоящую из ряда разделов: социальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, школьная гигиена (гигиена детей и подростков) и др. По своей природе гигиена- наука предупредительная, главная ее задача - предотвратить вредное влияние на организм человека каких-либо неблагоприятных факторов.

Оценить характер влияния, степень вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных особенностей его поведения, образа жизни можно лишь при условии хорошего знания особенностей организма.

Очень близки гигиене две другие науки о человеке- анатомия и физиология. Анатомия изучает строение и форму тела, отдельных органов и тканей; физиология- жизнедеятельность организма в целом, а также отдельных органов и их систем.

Гигиена подростков и детей является возвратной гигиеной.

Здоровье и укрепляющие его факторы

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова здоровье прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие каких-либо заболеваний, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура). Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.

Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье- совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного туда на благо общества, создания крепкой дружины семьи, рождения и воспитания детей.

Нездоровье, болезнь может проявляться самыми разнообразными способами и столь настоятельно, что человек сразу же начинает жалеть об утраченном здоровье. Наиболее известный и неприятный признак нездоровья - боль. Она может быть тупой, острой, пульсирующей, стреляющей, колющей, давящей, жгущей и т.д. Другой признак нездоровья - плохое самочувствие, слабость, недомогание, мешающие или не дающие возможности полноценно выполнять привычную работу. Еще один признак нездоровья - нарушение деятельности отдельных органов, например, резко учащенное сердцебиение во время работы и одышка в покое, кашель и хрипы в легких, тяжесть в области печени и т.д.

Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствует сохранению и укреплению его здоровья?

Первый фактор, укрепляющий здоровье,- четкий и правильный распорядок дня. Человек должен делать не только то, необходимое, к чему непосредственно побуждают его естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (физические упражнения и т.п.). Благодаря четкому режиму организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Неспособность человека заставить себя придерживаться определенного и четкого режима дня - признак неорганизованности, слабохарактерности, безволия.

Второй фактор, укрепляющий здоровье, - высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.

В процессе развития человеческого общества и возникновения классов появилось и закрепилось противоречие между физическим и умственным трудом. При этом на долю эксплуатируемых выпал наиболее тяжелый изнурительный физический труд, труд не в радость. Возможность не заниматься физическим трудом расценивалась как привилегия. Не случайно русские бояре носили кафтаны с длинными рукавами: этим подчеркивалось их высокое общественное положение, возможность ничего не делать своими руками. Отсюда, кстати, родилось выражение спустя рукава т.е. выполнение работы небрежно, без старания, кое-как. Труда периоды отдыха были весьма кратковременны и случайны: чтобы хоть как-то прокормиться, им приходилось работать практически все время. И в результате в повседневном сознании людей сложилось представление о том, что физическая нагрузка- это плохо, а возможность жить без физических усилий- хорошо.

Но задайте любому человеку вопрос: что является главным признаком живого? Правильный ответ- способность к самостоятельным движениям. Без движения нет жизни, и в той или иной форме оно присуще любому живому существу, независимо от степени его сложности. Как подчеркивал великий русский физиолог И.М. Сеченов, все бесконечное многообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению.

Человек имеет основание считать себя царем природы потому, что он способен постигать ее законы и использовать их в своих интересах, но выйти из повиновения им он не может. Всегда и всюду попытки повиновения законам природы были губительными для человека, и иначе не может быть.

В последние десятилетия одной из главных причин преждевременной смерти людей, особенно в развитых странах, стали болезни сердечно-сосудистой системы.

Что же происходит при гиподинамии? Во-первых, ослабляется деятельность сердца. Во-вторых, происходит нарушения обмена веществ, одним из проявлений которых является накопление избыточной массы тела. В-третьих, развиваются дегенеративные изменения (дистрофия) мышечной и других тканей. В-четвертых, нарушение нормального соотношения между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. В результате всего этого снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. В конечном итоге развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, сахарный диабет.

Человек должен усвоить: постоянная посильная физическая нагрузка необходима и очень полезна, она не только не истощает организм, но напротив, делает его выносливее и крепче, устойчивее к болезням.

Третий фактор, укрепляющий здоровье,- постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов- свежего воздуха, воды, солнца. Чистый свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому активному настроению, высокой работоспособности.

Помимо благотворного влияния на человека уже упомянутых природных факторов физического характера, само пребывание на лоне природы дает возможность психологического отдыха, хорошо снимает нервное напряжение, успокаивает. Очень полезно переключение: от активной работы, общения на некоторое время перейти к спокойному пребыванию в лесу, провести отдых, собирая грибы, ягоды, занимаясь рыбной ловлей. Нет других способов отдыха, которые могли бы сравниться с этими по степени благотворного воздействия на психику человека.

Двигательный режим человека.

Движение - один из факторов здоровья. Недостаточная двигательная активность - существенный фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Величина двигательной активности определяется не только объективными потребностями организма, но и особенностями конституции человека, его характером, привычками и является существенной характеристикой его образа жизни.

Движение - не только проявление естественной активности человека, но одновременно и стимул для его организма, для всех происходящих в нем обменных и регуляторных процессов.

Под культурой движений следует понимать соответствие характера и качества двигательной деятельности трем принципам: высокой технике движений; правильному использованию своих физических возможностей. Известно, что физическое воспитание имеет важное значение для подготовки людей к производительному труду и защите Родины. Помимо развития физических качеств (сила, быстрота, выносливость) оно способствует формированию ценных духовных качеств. Как уже отмечалось регулярные упражнения различных групп мышц, суставов и связок способствует наилучшему развитию их функций, оказывают тренирующее воздействие на органы и их системы, в первую очередь обеспечивающие нормальную деятельность двигательного аппарата. В целом, регулярные упражнения мышц могут иметь развивающий, предупреждающий и исправляющий характер: они позволяют не только предотвращать, но и исправлять дефекты осанки- искривление позвоночника, сутулость, дают возможность совершенствовать слабо развитые группы мышц, существенно улучшить внешний вид и привлекательность человека перед окружающими.

Для овладения культурой движений необходимо совершенствование так называемого мышечного чувства - способность различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц.

В отношении к характеру физической нагрузки и к физическим упражнениям довольно отчетливо проявляются психологические особенности мужского и женского пола. Особенностью мальчиков- подростков и юношей является склонность к переоценке своих физических способностей, определенное безрассудство, что порою побуждает их браться за непосильные для них тяжести, чтобы произвести впечатление на окружающих, спрыгивать с большой высоты, демонстрируя храбрость/

Распространенным недостатком девочек- подростков и девушек является недооценка роли физических упражнений для развития организма и совершенствования жизненно важных двигательных качеств для улучшения внешнего вида. Нередко они недостаточно двигательно-активны и не случайно, что по многим показателям физические возможности девочек 10-12 лет порю оказывается выше, чем девушек 16-17 лет.

Внешность человека очень важна в процессе его взаимоотношений с окружающими, и все это понимают.

С помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура, были бы желание и настойчивость в осуществлении цели. Существуют специальные комплексы для лиц мужского и женского пола, которые дают возможность не только укрепить недостаточно развитые части тела, но и убрать лишнее.

Занятия по физическому совершенствованию самым благоприятным образом сказываются на психическое состояние человека: этому способствует не только заметное улучшение внешнего вида, а следовательно, и уменьшение оснований для организма, но также и специфическое для физических упражнений улучшения настроения, повышение общего жизненного тонуса, жизнерадостности.

Следует учитывать, что для полноценного развития мышц необходимы в первую очередь динамические упражнения, при которых сокращение мышц сочетается с их напряжением.

Важной задачей физического воспитания является формирование правильной осанки. Осанка- это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпуклая, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благоприятные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны.

Наиболее известным нарушением осанки является сутулость. При ней шейный изгиб позвоночника увеличен, а поясничный сглажен, плечи опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги нередко согнуты в коленях, руки висят вдоль туловища.

Средствами воспитания правильной осанки являются физические упражнения и постоянный контроль за соблюдением правильной позы во время еды, сна, в процессе приготовления заданий, во время трудовой деятельности, на прогулке.

Для предотвращения нарушений осанки следует соблюдать ряд гигиенических правил. В работу поочередно должны вовлекаться все группы мышц рук и ног, спины. При выполнении упражнений, относительно редко встречающихся в повседневной жизни, сначала следует выполнить движение в полном объеме без большого напряжения, осторожно, так как резкое движение может привести к растяжению связок, надрыву мышц, и лишь затем можно осуществлять движение в полном объеме и с полным усилием.

Основная причина травм - сочетание повышенной двигательной активности.

Одной из частых причин травм в зимний период, во время гололеда, является потеря равновесия и падение, что особенно свойственно людям старшего возраста.

Необходимо с раннего возраста научиться правильно передвигаться в условиях гололеда. Во-первых, по скользкой дороге следует ходить на слегка согнутых ногах, чтобы в случае подскальзывания нога могла спружинить и положение тела выровняться, что невозможно, если нога во время подскальзывания выпрямляется полностью

Во-вторых, необходимо ходить, слегка наклонившись вперед, чтобы в случае падения падать вперед, а не назад: при падении вперед руки смягчают удар, а само падение вперед менее опасно, чем назад, при котором можно очень сильно удариться затылком. По этой же причине нельзя по скользкой дороге ходить, засунув руки в карманы: падение всей массой тела на согнутую в локте руку может привести к перелому запястья или травме локтевого сустава.

В-третьих в гололед нельзя сильно отталкиваться от поверхности, следует переставлять ноги, ставя их не под углом, сбоку, а перпендикулярно ей: в этом случае возможность подскальзывания значительно снижается. Поэтому бег трусцой по скользкой поверхности значительно менее опасен, чем широкий размашистый шаг.

Люди часто подвергаются ушибам. Им чаще подвергаются конечности и голова. При этом на месте ушиба появляется боль, кровоподтек и припухлость вследствие отека ткани. На ушибленное место следует положить кусок мягкой материи, смоченной в холодной воде.

Растяжение связок чаще происходит в голеностопном или лучезапястном суставе, реже - коленном или локтевом.

При переломах в месте повреждения возникает резкая боль, усиливающаяся при прикосновении, движения становятся невозможными.

В случае открытого перелома кожа повреждена, из раны торчат обломки кости. Первая помощь при переломах заключается в обеспечении неподвижности кости в месте перелома, что достигается положением шин, в качестве которых можно использовать любой продолговатый твердый предмет. По длине шина должна захватить оба ближайших к месту перелома сустава и хорошо прилегать к конечности с боков. Начинать снимать одежду следует со здоровой стороны, надевать с поврежденной. Трогать рану должен лишь медработник. Касаться раны руками не следует, равно, как и прикладывать к ней какие-либо нестерильные предметы. Все манипуляции, связанные с оказанием первой помощи, следует делать, предварительно тщательно вымыв руки или протерев их одеколоном.

Предупреждение инфекционных заболеваний

Хорошо известно, что во внешней среде находится огромное количество микроскопических живых существ. Проникновение чужеродных микроорганизмов в организм человека называется инфекцией, а развивающееся в результате этого заболевание - инфекционным.

При каждом из таких заболеваний в той или иной степени обязательно нарушаются функции различных органов и их систем, ухудшается самочувствие, снижается активность и работоспособность человека.

Известны крайне тяжелые, смертельно опасные инфекционные заболевания- чума, холера, сибирская язва, инфекционные заболевания средней тяжести - дифтерия, брюшной тиф, дизентерия, относительно легкие- ветряная оспа, краснуха.

Организм отделен от окружающей среды кожей и слизистыми оболочками, которые, играя роль естественных барьеров, препятствуют проникновению во внутреннюю среду посторонних веществ и микробов. Благодаря постоянному выделению жировых веществ она обладает эластичностью, что предотвращает образование трещин и складок.

Клетки всех слизистых оболочек вырабатывают иммунные глобулины, которые соединяются с патогенными микроорганизмами и делают их менее устойчивыми по отношению к действию разного рода фагоцитов, которые постоянно мигрируют во внутренней среде организма, в том числе и по направлению к его внешним барьерам.

Невосприимчивость организма к возбудителям инфекционных заболеваний - иммунитет определяется наличием во внутренней среде фагоцитов и специфических антител.

Наиболее прочным иммунитетом является естественный, развившийся в результате перенесенного инфекционного заболевания; менее прочным - искусственный, приобретенный в результате профилактических прививок.

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний

Во многих странах мира в последние десятилетия значительно изменилась структура заболеваний. Самая распространенная и опасная болезнь сердца - ишемическая болезнь сердца - острое или хроническое заболевание, заключающееся в ухудшении снабжения мышцы сердца кровью. Причина недостатка снабжения сердца кровью - склероз венечных артерий. Есть еще и гипертоническая болезнь - влечет за собой различные осложнения, в первую очередь нарушение мозгового кровообращения.

Ишемическая болезнь сердца и гипертоническая болезнь с их осложнениями наносят обществу огромный ущерб, т к. поражают активную, работоспособную, и относительно молодую часть населения, ведут многих людей к смерти, а еще большее, к инвалидности. Профилактика этих заболеваний - важное направление гигиены и санитарного просвещения, поскольку значительная часть граждан относится к своему здоровью легкомысленно.

Установлено, что развитие ишемической болезни сердца связано с рядом факторов риска, среди которых избыточная масса тела повышает вероятность ее возникновения в 3.4 раза.

Развитию гипертонической болезни способствует излишек в пище поваренной соли. По склонности к ее употреблению люди делятся на три группы - недосаливающие пищу, досаливающие ее после того, как попробовали, досаливающие еду заранее, даже не попробовав ее.

Постоянно высокая двигательная активность, физическая культура - наиболее доступный, а вместе с тем и наиболее надежный способ предупреждения заболеваний сердечно сосудистой системы.

В последние десятилетия в качестве доступного и эффективного средства тренировки сердечно сосудистой системы большую популярность приобрел оздоровительный бег. Нагрузку следует увеличивать не за счет темпа, а за счет пробегаемого расстояния; не следует стесняться делать небольшие передышки для отдыха, если в этом появилась необходимость.

Повреждение кровеносных сосудов- артерий, вен, капилляров, в зависимости от их калибра ведет к кровотечению - от незначительного до обильного, угрожающего жизни.

Давящие повязки можно накладывать практически на любой участок тела. При этом на кровоточащую рану накладывают чистую ткань, поверх нее - плотную прокладку от бинта или ваты, и все туго прибинтовывают. Если сделано все правильно, кровотечение прекращается.

Жгуты накладывают на конечность в случае артериального кровотечения. Перед наложением жгута конечность поднимают вверх; накладывают его на 5-7 см выше раны, жгут затягивают лишь до остановки кровотечения и кладут под него записку с указанием точного времени наложения: в теплое время года жгут можно не снимать в течение 2ч, а в холодное- 1ч.

При носовом кровотечении следует сделать переднюю тампонаду носовой полости: пострадавшего укладывают горизонтально и в носовой ход вставляют туго скрученный ватный тампон, желательно смоченный перекисью водорода; на переносицу целесообразно положить кусок материи, смоченный холодной водой. Кровотечение при этом обычно останавливается за 5-7минут. Необходимо проверять, полностью ли остановилось кровотечение: кровь может стекать не только вперед, но и в глотку и возможна значительная кровопотеря. Пострадавшему следует время от времени сплевывать на платок. Если слюна без примеси крови, все в порядке. Если в слюне кровь, его необходимо без промедления доставить в медучреждение или вызвать скорую помощь для остановки крови методом задней тампонады - это более сложная процедура, чем передняя тампонада, поскольку при этом полость носа перекрывается со стороны носоглотки и ее может сделать лишь специалист.

Гигиена питания

Питание - одна из основных потребностей человека, т.к. пища дает вещества для построения клеток, тканей, органов, а также энергию необходимую для жизнедеятельности.

Индивидуальные потребности в пище различны. Даже при выполнении одной и той же работы и при одинаковом самочувствии разные люди потребляют неодинаковое количество пищевых продуктов. Связано это с различной степенью усвояемости питательных веществ в пищеварительном тракте, а также с различной интенсивностью обмена веществ.

Сознательное отношение к питанию предполагает, что человек руководствуется при приеме пищи не только аппетитом, но также и требованиями гигиены питания. Развивающийся организм требует значительно больше пищи на единицу массы, чем организм взрослого человека; в преклонном возрасте, в связи с инвалютивными процессами, уменьшением видов деятельности, требующих большой затраты энергии, количество пищи должно быть меньше, чем в зрелом. При этом в любом возрасте питание должно быть сбалансированным: количество потребляемой пищи должно соответствовать энергетическим затратам человека.

Пища человека должна быть разнообразной и включать различные продукты. Рацион должен быть максимального разнообразия, без акцента на мучное, жирное, соленое. В зимне-весенний период следует особое внимание уделять на содержание в пище свежей зелени и овощей.

Пища по возможности должна быть свежеприготовленной и обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Необходимо иметь в виду, что внешний вид, а также обстановка, в которой происходит прием пищи, очень важны для хорошего ее усвоения.

Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать еду с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное сокогонное действие. Не следует непосредственно перед завтраком, обедом и ужином есть что-либо сладкое, т.к. при этом аппетит тоже снижается. Питание преимущественно бутербродами вредно, т.к. эта пища раздражает желудок, способствуя развитию гастрита.

При еде наспех ухудшается отделение пищеварительных соков, и усвояемость пищи ухудшается. Важно учитывать также, что тщательное пережевывание пищи укрепляет десны и зубы, развивает весь костно-мышечный жевательный аппарат.

При нерегулярном питании, когда человек периодически пропускает прием пищи, выделяющийся в привычное время желудочный сок скапливается в желудке и раздражает его стенку, что может вести к ее воспалению.

Слишком горячая пища раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к ее хроническому воспалению. Вредна и холодная пища.

Острая пища раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к болезням. Острая пища вредно действует на печень.

Прием пищи на ночь нарушает сон.

Недоброкачественная пища имеет неприятный вид, цвет, запах, признаки гниения или брожения. Поэтому на различных продуктах указывается срок их годности и дата приготовления. Необходимо обращать на это внимание.

Наиболее часто пищевые токсико-инфекции вызываются сальмонеллами, которые в нормальных условиях живут в пищеварительном тракте крупного рогатого скота, свиней, домашней птицы.

Признаки отравления сальмонеллами появляются в период от нескольких часов до суток. Появляется боль в животе, рвота, признаки интоксикации - слабость, недомогание и т.д. заболевание требует лечения в стационаре.

Наряду с болезнетворными микроорганизмами и их токсинами источником пищевого отравления могут быть некоторые растения.

Алкоголь раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, что ведет к ее хроническому воспалению, гастриту, язвенной болезни желудка, нередко это ведет к раку пищевода или желудка, хотя и не все пьяницы успевают до него дожить.

Вредное влияние алкоголя распространяется и на печень, функцией которой является нейтрализация поступающих в организм ядовитых веществ, к числу которых принадлежит и алкоголь.

Вредное влияние курения на органы пищеварения проявляется в раздражении слизистой оболочки пищевода и желудка, в повышении кислотности желудочного сока. Курение также увеличивает частоту и выраженность поражений сосудов при сахарном диабете, а также при других заболеваниях, связанных с нарушением обмена веществ. Общее отравляющее действие никотина проявляется в похудении, плохом цвете лица, что особенно заметно у женщин.

Гигиена нервной системы

гигиена здоровье питание заболевание

Привычка - действие или система действий, к которым организм человека полностью адаптирован и которые стали естественным проявлением его жизнедеятельности.

У человека, впервые поступающего к определенного рода деятельности, происходит процесс адаптации к данной деятельности и условиям ее осуществления.

С точки зрения достигаемых результатов привычные действия могут быть полезными и вредными. Они еще бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относятся: привычка ценить время, соблюдать четко распорядок дня, доводить начатое до конца. К простым привычкам относятся: привычка держать каждый необходимый предмет на своем месте, где его сразу можно найти и т.д.

Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики - эйфория, для которого характерно приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей.

Алкоголизм, как и любая другая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и их систем), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, т.к. при этом заболевании полностью изменяется отношение человека, к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью алкоголизма является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. Алкоголь оказывает на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, головокружение, головная боль и т.д.

Этиловый алкоголь (спирт) - продукт жизнедеятельности дрожжевых микроорганизмов, вырабатываемый ими в процессе брожения,- является наиболее известным и широко распространенным наркотическим веществом. Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь.

Профилактика употребления алкоголя в подростково-юношеском возрасте может быть эффективной в случае, если в процессе воспитания у учащихся будут сформированы твердые антиалкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни и недопустимости даже эпизодического и в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма.

Употребляющий алкоголь человек - субъективно и объективно плохой работник, т.к. он думает не столько о своих служебных обязанностях, сколько об очередном застолье: к нему сводятся все его мысли и разговоры, все его заботы, он не стремиться к повышению квалификации и достижению высоких показателей в труде. Пьющий человек наносит большой моральный вред обществу, являясь источником несчастных случаев в быту и на производстве, гибели людей, вызывая своими неосторожными или неумелыми действиями пожары, аварии, ДТП.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии.

Потребность во сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь - самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет надо спать 11ч в сутки, учащимся 10-12 лет надо спать 9-10ч, учащимся 13-14лет 9ч, учащимся 15-16 лет 8-9 ч.

Ложиться спать и вставать следует в одно и тоже время суток, т.к. благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и засыпание.

Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, зимой при открытой форточке, летом при открытом окне. Проветривание необходимо не только для очищения воздуха, но и для его охлаждения. Во время сна не следует закрываться с головой, поскольку дышать воздухом, насыщенным испарениями тела вредно.

Спать следует на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка жесткой и высокой.

Глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители- свет, шум. Поэтому не следует спать при включенном радио, телевизоре.

Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. По этим признакам можно судить, что человек здоров и физически.

Каковы основы психического здоровья?

Первое: доброжелательное отношение к окружающим, культура общения.

Второе: умение в отношениях с окружающими ив делах отличать главное от второстепенного, важное от несущественного.

Третье: правильное соотношение переживаний и конкретных действий.

Гигиена зрения

Орган зрения важнейший канал информации, поступающей в центральную нервную систему. Свет - адекватный раздражитель глаза, не только носитель зрительной информации, но и фактор нормального развития глаза, формирования его функций.

В раннем возрасте глаз, как правило, является дальнозорким. К 9-12 годам у большинства детей он становится соразмерным. У части школьников этот процесс изменения пропорций глаза не останавливается, вследствие чего появляется и нарастает близорукость. Близорукий глаз хорошо адаптирован к рассматриванию близко расположенных объектов.

Близорукость имеет научное название - миопия. Близорукость способствует перенапряжению мышц глаз: непроизвольное стремление человека приблизить рассматриваемый объект к глазу, чтобы его получше рассмотреть, требует усиленной конвергенции глаз. При этом возникает повышенная нагрузка на внутренние прямые мышцы глаза, которые поворачивают глаз к носу.

Развитию близорукости способствует все, что требует длительного регулярного всматривания в мелкие детали объекта,- это и недостаточное его освещение, и слишком мелкий шрифт. Глаз - динамичный орган, он хорошо приспосабливается к разнообразным условиям зрительной работы.

Проявления близорукости различны. Для учащихся любого возраста при ее развитии характерно приближение глаза к предмету занятий. Учащимся старших классов после зрительной нагрузки жалуются на усталость, головную боль. Учащиеся младших классов, неспособны к должной самооценке, становятся рассеянными, допускают много ошибок при списывании с доски, теряют интерес к занятиям. Во всех этих случаях необходимо отвести учащегося на обследование к окулисту. Близорукость в зависимости от ее степени ограничивает учебные и физические способности человека. Для домашних занятий учащегося должно быть отведено хорошо освещенное место у окна, свет должен падать обязательно с левой стороны: при освещении справа книга или тетрадь затемняются правой рукой, а свет, падающий спереди, слепит глаза. Важно, чтобы свет от искусственного источника падал только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени, в противном случае происходит избыточное их засвечивание, сопровождающееся быстро развивающееся утомление. У учащихся нередко наблюдаются вредные привычки зрительной работы, способствующие ухудшению зрения. Во-первых, некоторые из них имеют манеру слишком приближать глаза к книге. Это связано с недостатком зрения. Во-вторых, учащиеся в период, когда они полностью освоились с чтением и поняли, в чем прелесть интересной книги, порою начинают читать запоем. В-третьих, учащиеся имеют привычку читать лежа. Вред ее заключается в том, что в таком положении трудно держать книгу на нужном расстоянии и в удобном для глаз положении - при этом непроизвольно выбирается положение, удобное для всего тела, но не всегда подходящее для глаз. В-четвертых, учащиеся нередко читают в транспорте. Это вредно т.к. сотрясение и качание книги увеличивает нагрузку на мышцы, поддерживающие правильное взаимное положение глаз при чтении и постоянное их расстояние до книги. Вредно также читать во время перемены: это препятствует полноценному отдыху глаз между уроками. Существенной нагрузкой на зрение являются телевизионные передачи. Смотреть телевизор учащимся следует не каждый день и лишь предназначенные для них передачи. Учащиеся, которые носят очки, должны пользоваться ими и при просмотре телепередач.


Закрыть ... [X]

ЛЕКЦИЯ 1. Окружающая среда и здоровье / Общая гигиена: конспект Вязаный заяц тильда крючком мастер класс


Болезни связанные с гигиеной Личная гигиена и продолжительность жизни человека
Болезни связанные с гигиеной Гигиена человека. Реферат. Читать текст оnline
Болезни связанные с гигиеной Гигиена кожи - основа личной гигиены
Болезни связанные с гигиеной Гигиена - Шпаргалка - Гигиена
Болезни связанные с гигиеной Персональный сайт - Главная
Болезни связанные с гигиеной Личная гигиена Википедия
Болезни связанные с гигиеной 100 лучших идей: декупаж старой мебели на фото, мастер классы